Радуга под крышей
Выставка студенченского творчества. 1974 год
Из газеты “Смена”, 20 марта 1974 год
Теперь я верю, что люди могут делать самые настоящие чудеса... Руки оператора, послушные необычной партитуре, легко передвигаются по клавишам электронного пульта. Художник рисует в пространстве: звуки призывных фанфарных аккордов, незаметно уступающих место хору скрипок, распадаются на тысячи радужных осколков. И вот уже на огромном экране под потолком полутемного зала живет, дышит чудо-радуга...
Их шесть «волшебников», людей разных профессий, разных характеров, но преданных самым большим чудесам на свете — искусству и науке. Их главное увлечение — цветомузыка, имеющая, они в этом не сомневаются, огромное будущее. В день открытия городской выставки научного творчества студентов и учащихся техникумов я познакомилась с одним из них — Гошей Антоновым, артистом Театра комедии. Он руководитель группы, соорудившей цветомузыкальную систему, которая украшает выставку.
Прошу рассказать о своих друзьях и о том, как они — художники, архитекторы, актеры — нашли друг друга.
— Свои первый цветомузыкальный спектакль мы показали в ВТО еще в 1967 году. Тогда наc было только двое: я, студент Театрального, и Саша Григорьев, студент Мухимского училища. Потом стали приходить ребята, которых тоже интересовали проблемы цветомузыки. Главная цель нашего коллектива—организовать свой театр, основанный на синтезе науки и техники, где каждый актер был бы и мимом, и художником, и музыкантом. Ведь уже сейчас немыслим любой театр без движения, пантомимы и музыки.
Здесь, на выставке, работают шесть наших ребят. Давайте познакомимся. Саша Григорьев приехал из Москвы на несколько дней, ныне он сотрудник издательства «Знание». Видите, рядом трудятся братья Олег и Никита Явейны? Старший — архитектор, а младший учится в ЛИСИ. Художник по свету Петя Пчелинцев—человек на редкость увлеченный. Будущие художники Нина Иванова и Володя Ляпунов пока учатся на подготовительных курсах Мухинского училища.
Знаю каждого давно и вроде бы даже хорошо, но здесь они меня своей заинтересованностью вновь и вновь поражают. Когда надо было, они становились электротехниками, верхолазами или стекольщиками. Все, за что брались, делали с толком. А работать приходилось и по ночам, чтобы успеть к открытию выставки.
— Для своих цветомузыкальных спектаклей вы сами пишете сценарий, подбираете музыку. Значит, союз ваш и творческий?
— Да, дружба наша необычна. Часто ссоримся, но это положительно отражается на общей работе. Считаю, что только в «переплавке» чужого мнения можно отстоять свою правоту.
Бесконечные споры, горячие дискусии — именно так мы представляем себе настоящую творческую обстановку. Стремимся знать как можно больше — так просто интереснее жить. Ставим перед собой и более серьезные задачи: пытаемся понять, насколько велики возможности человека. Поэтому нам необходимы связи с творческой молодежью Ленинграда — психологами, работниками музеев, актерами.
Сейчас мы готовим цветомузыкальный спектакль для членов Союза композиторов. Надеемся, что найдем среди молодых композиторов новых друзей. Мечтаем о времени, когда к нашим спектаклям будет писаться музыка нашими музыкантами.
— Опять возвращаюсь к разговору о вашем участии в выставке научного творчества студентов. Ее директор Владимир Михайлович Трофимов привел в ваш клуб «Юность» на спектакль «Вальс цветов» комиссию. Так вы получили приглашение участвовать в выставке...
— И мы написали новый сценарий, рассказывающий о научном творчестве студентов, цветомузыкальную партитуру. Кстата, мы применяем здесь электронный пульт, сделанный по своим чертежам. Это своеобразная демонстрация различных видов систем цветомузыки: теневой, ручной, электронной и образной. Так что на выставку мы пришли с новыми находками.
...Голубой мартовский вечер обнял серые плиты причала, где у пористых льдин простоял долгую зиму белый пароход. Над заливом расползлось сиреневое небо в розовых румянцах заката, и в нем отражались желтые ажурные сети светящихся окон многоэтажных домов. Мне показалось, что в этой гамме цветов весеннего Ленинграда чего-то очень не хватало. Не хватало... музыки.
О. БОБРОВА,
студентка факультета журналистики ЛГУ