Выставка электроники "Движение"
Из воспоминаний Нусберга: «К.И.С.-Лабиринт – 70»
...А эта выставка, самое удачное воплощение идеи "ЛАБИРИНТА". В этом проекте удачно соединились задуманные идеи и реализация. Камерность выставки и качество исполнения позволило добиться отличных пластических результатов.
Из воспоминаний Нусберга:
"...Нуссберг через знакомых-приятелей добился «официального» заказа на создание… закрытой – демонстрационной – постоянно действующей выставки технологической продукции Министерства электронной промышленности СССР. Будущая выставка должна была явиться ещё и ИСКУССТВЕННОЙ КИНЕТИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ, типа ЛАБИРИНТА – для краткости в дальнейшем используем как: «К.И.С.-Лабиринт – 70». Так и получилось месяцев через 10. И произошло это в значительной степени благодаря д.т.н. Авениру (avenir – по-французски его имя означает «будущее»!) Сергеевичу ГЛАДКОВУ – он был начальником «Главка», т.е. одного из 4-х Главных Управлений в Министерстве; а с недавних пор исполнял должность заместителя Министра, тов. Шокина, что давало ему широкие полномочия. Авенир Сергеевич Гладков по профилю своей деятельности уже побывал в США, В Европе и в Японии, о чём с восхищением поведал Нуссбергу в первую же продолжительную встречу, внимательно рассматривая фотографии крупномасштабных кинетических объектов, созданных по проектам и по действующим моделям, и под руководством кинетистов.
* Выставка в ленинградском Доме Архитекторов (1965) и выставка-театральное представление кинетизма в ДК Института Атомной Энергии (1966, Москва); оформление Ленинграда в духе кинетизма к 50-летию СССР (1967). Затем кинетическое оформление пионерлагеря при ЦК ВЛКСМ – “Орлёнок” (на берегу Чёрного моря, Кавказ 1968); кинетическое оформление грандиозной выставки “50 лет Советского Цирка” (Манеж, ЦВЗ СССР – 1969). Наконец, Нуссберг смело показал зам. Министру десятки статей с фотографиями из журналов, каталогов и книг о… «советских кинетистах», опубликованных на Западе.
* А познакомил Нуссберга с А.С. Гладковым – которого, как позже выяснилось, в Министерстве считали представителем новой волны «западников», т.е. смелым прогрессистом, которым в ЦК КПСС дозволяли (из-за советской технологической отсталости, особенно в компьютерной сфере) чуть-чуть вольностей больше, чем остальным технократам – и связал его: атлетического сложения, одетый в модную «фирму», гуляка ‘Влад’ Герцберг (сын какого-то чина в МВД), работающий Начальником дизайнерского КБ при Главке А.С. Гладкова. А. Герцберга познакомил со Львом Нуссбергом специалист по светотехнике, к.т.н. и энтузиаст Цветомузыки Иосиф Тохадзэ (сын “Посла Советской Социалистической Республики Грузия” в Москве). Тохадзэ в 1968-69 г. Пытался разработать вместе с бывшими членами колл. «Движение» – Владимиром Галкиным, Вяч. Колейчуком и Вик. Степановым светомузыкальный Проект подсветки Церквей и исторических памятников в Зарядье, недалеко от Красной площади. Но из этого, к сожалению, ничего не вышло… На Всесоюзной конференции по Цвето-Свето-Музыке в 1969 И. Тохадзэ познакомился с Нуссбергом. А в сентябре 1969 г., побывав на выставке “50 лет Совет. Цирка” в Манеже, вскоре предложил Льву оформить в кинетическом стиле «постоянную демонстрационную выставку электронной промышленности» в одном из Московских закрытых Н.И.И.-п/я. Это оказался п/я – завод “Электровакуумного стекла”, на Рязанском шоссе – работающий на космонавтику.
* Именно в этом-то секретном предприятии находилось Конструкторское Бюро, которым руководил «Вован» Герцберг. Первоначально, т.е. в январе-феврале 1970 года, он пытался по-инерции активно руководить всеми работами по разработке Нуссберговского Генерального Проекта создания Выставки – Кинетической Искусственной Среды. Но постепенно понял, что ему многое в кинетизме не понятно, да, в общем-то, и не интересно… и отошёл. Вёл он себя благородно: никогда в дальнейшем не мешал, а иногда и помогал, существенно, используя своё положение и связи.
На первом плане, почти во всю ширину кадра, предстал перед нами, так сказать, во всей своей конструктивной элегантности и прозрачности кинетический ансамбль, почти пятиметровой длины и высоты в 3,8 метра, условно названный «КОНТР-ОДУВАНЧИК». Мы видим, что уже действует шар, состоящий из стержней с экспозиционными площадочками на их концах. Шар этот («одуванчик») состоял из двух симметричных – стержневых – полушарий, которые при включении медленно вращались, но в противоположные стороны и с… разной скоростью; одна из них – со скоростью 1 об/мин. Посетитель мог включать их по отдельности – ножной педалью. Или останавливать, если хотел подольше рассмотреть маленькие экспонаты, укреплённые на концах стержней «колючего» шара. За вращающимся шаром (конечно, ещё без экспонатов) стоит член коллектива «ДВИЖЕНИЕ» (февраль 1967 – март 1973) Александр Григорьев. В глубине светится внутренними объёмами часть кинетического ансамбля «КОСМОКОРАБЛЬ-Космический прорыв». А около второго (справа) светящегося горизонтальным маленьким ромбом, геометрического объёма, стоит, изогнувшись, Галина Битт, которая раскрашивает его темперой. Этот слайд отснял Нуссберг в августе 1970..."