п/л "Орлёнок". Северный Кавказ
1968 год
... Постичь это просто невозможно... .Юг, северный кавказ, предместья Туапсе, п/л "Орлёнок", а мне девятнадцать лет. Кругом всё утопает в розах, четырёх-разовое питание, а вечером кино в летнем кинотеатре. И огромные южные бабочки... . Ну, какой тут "кинетизм"?!..
Из вопоминаний Льва Нусберга:
"...Окончательный вариант Ген. Плана (вид с уровня птичьего полета; почти все игровые павильоны открыты, без крыш) всего «Детского Игрового Городка», площадь которого должна бы быть 12000 м2 . Где предполагалось построить 6 игровых павильонов, большой аквариум, 3 замысловатых моста через 10-ти метровые каналы, а также 18-метровую БАШНЮ, с площадки которой дети отправлялись бы в весёлое (с сюрпризами) «путешествие» по Русским Горкам, попадая прямо в павильон «КОСМОЯЙЦО-КОРАБЛЬ» … На плане справа внизу мы видим павильон «Балалайка», внутри разделенного на 2 зала: в левом – Тир, по движущимся «Космическим тарелкам», а в правом – составление пространств. Структур из кубов, призм и пирамид. Следующий шестигранный павильон разделен на 2 помещения: в правом – гигантские Калейдоскопы, а в левом – в центре ярко сверкающая лазерами Призма (в 2 метра), вращая которую, дети, высвечивая разноцветные формы и фотографии кристаллов и экзотических растений, могут их рисовать на 10-12 больших панелях, вдоль стен. Выходя из этого павильона, дети сталкиваясь с огромным Аквариумом (в 40 м длиной), наконец попадают в Центральный павильон, разделенный на 6 отсеков-залов. По пяти проходам-коридорам все попадают сперва в круглый зал в центре, и только из него могут войти в любой из шести игровых залов. Например, мы попадаем в зал «Шахматы» - полутораметровыми фигурами мы пытаемся поставить «Мат в 3 хода» - на светящемся экране мы видим всю игровую ситуацию на «доске», т.е. на полу … Оба выхода из зала закрываются, как началась Игра-эндшпиль … И они открываются только после сыгранной комбинации! Или мы заходим, скажем, в «Танцевально-Цветомузыкальный зал» (справа): весь пол состоит из стеклянных светящихся блоков, которые утопают, когда мы наступаем на них, и они сразу ярко и разноцветно высвечиваются; а одновременно звучат одна или две-три ноты всем знакомой мелодии; мы двигаемся, переступая с блока – будто шагаем по огромной клавиатуре – на блок, «вышагивая» мелодию в пространстве и в разнообразных оттенках … Затем мы попадаем в павильон «НАУКИ» (крайний слева), и сразу – в зал «Астрофизики и Астрономии» (см. проект этого зала), в котором вместо потолка постоянно сменяющиеся киноизображения галактик, звездных и планетных систем, сопровождаемые лазерной ЦВЕТОМУЗЫКОЙ и доходчивыми комментариями. Отсюда мы проходим в игрово-познавательные залы, посвящённые химии, кристаллографии, математике, наконец кибернетике..."